Укрепление государственности

Проект концепции нормализации обстановки в Чеченской Республике

Председателю правительства
Российской Федерации
В.В.Путину
(декабрь 1999г.)

Предложения автора записки вытекают из изученных им причин и условий дестабилизации обстановки в Чеченской Республике и в целом на Северном Кавказе.

Многие слабые решения, принятые по Чечне ранее и принимаемые в настоящее время, проистекают из непонимания того, что основным условием происходящего на Северном Кавказе является общий кризис, в котором Российская Федерация находится более десятка лет. При этом наша страна оказалась в водовороте борьбы за передел мира, доминирующая роль в которой принадлежит странам НАТО во главе с США. Главной же причиной происходящего в Чеченской Республике следует считать то обстоятельство, что Северный Кавказ оказался наиболее слабым звеном в российском политическом пространстве, а Чеченская Республика, как составная часть этого звена, - средоточием интересов международного и отечественного криминального капитала. Следует учитывать и понимать, что основные причины и условия событий в Чеченской Республике, в Осетии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии и Дагестане связаны с экономическими и политическими противоречиями, которыми цинично манипулируют международные и внутрироссийские криминально-политические силы, а также известные чеченские криминальные авторитеты. Именно усилиями этого криминалитета национальные и религиозные различия продуцируются в противоречия для эксплуатации их в пользу своих подлинно преступных экономических интересов. Непонимание этого привело к гиперболизации религиозных и националистических факторов, к ошибочному выбору "друзей", к принятию ошибочных решений и выдаче неверных прогнозов и т.д.

Для принятия верных решений необходима научно обоснованная аналитическая работа по оценке политических сил и личностей, вовлеченных в эту борьбу

Поэтому нельзя безоглядно ориентироваться по чеченской тематике на московские и с.-петербургские чеченские диаспоры, многие представители которых отрабатывают свои криминальные и иные эгоистические интересы в этой Республике.В этой связи хотел бы отметить, что среди общественных организаций г.Москвы наибольшее доверие вызывают "Адамалла-Человечность", возглавляемая Халифом Адамом Дениевым. и организация, возглавляемая доктором исторических наук, профессором Д.Гакаевым.

В оздоровлении обстановки в Чеченской Республике результативную роль могут сыграть люди, которые, в силу своих политических взглядов, приверженности общечеловеческим ценностям, не приняли "криминальную революцию" в Чечне и не стали жить по волчьим законам. Таких людей достаточно много на просторах России, в странах СНГ, например, в Республике Казахстан. Настала пора побудить их к действию и консолидироать их усилия организационно.

На основе этой общей посылки выдвигаются следующие положения по стабилизации обстановки в Чеченской Республике и обеcпечению возвращения людей к мирной жизни. Эти предложения нацелены на комплексное решение проблем, истоком которых являются, подчеркну еще раз, не только и не столько национальные и религиозные противоречия, сколько система противоречий, в основе которых лежат экономические и политические противоречия.

1. Теоретико-концептуальные меры

1.1. Подготовить Концепцию государственной политики Российской Федерации на Северном Кавказе. Отсутствие такой Концепции-программы приводит к нецеленаправленным, разрозненным, противоречивым, малопродуктивным действиям различных ведомств, структур и личностей.

политика на Северном Кавказе должна быть государственной и только государственной, а не отдельного правительства или государственного чиновника, и тем более сомнительных олигархов.

1.2. Для людей, вовлеченных в ракботу по разрешению кризиса в Чеченской Республике необходимо разработать справочные пособия по истории и культуре чеченцев, о их роли и месте в истории российского государства, о национальных обычаях и традициях и т.д. Люди узнают, что не басаевы определяют качественные характеристики чеченского народа, а доброта простого (как и руского, казаха, украинца, дагестанца, узбека, грузина, ингуша, осетина и т.д.) чеченца, имеющего выдающихся предков: князь Черкасский, художник Захаров, шейхи Кунта-Хаджи Кишинский, Ауди, генерал Чеченский, Асламбек Шерипов, Ханпаша Нурадилов, М.Висаитов, М.Г.Гайрбеков, Махмуд Эсамбаев и многие другие.

Силами СМИ в последний период создается образ коварного, циничного, ничтожного и весьма опасного чеченца. Эта ситуация должна быть переломлена. Есть десятки примеров, когда чеченцы, рискуя жизнью, защищали жизнь, здоровье, честь и достоинство детей, женщин и стариков других национальностей, героически погибали на полях Великой Отечественной войны (более подробно об этом см."Человек из легиона чести" //НГ, 2000г. 6 мая). Национальная самобытность, а не национализм, была и остается характерной чертой чеченцев, за исключением тех, которые отрабатывают доллары криминальных структур и спецслужб различных стран. Это все необходимо было разъяснять не сегодня, а еще вчера.

1.3.Необходимы теоретические работы о государственном устройстве субъектов Северного Кавказа, уделив при этом особое внимание аппарату (механизму) государства, а также правовым основам, теологическим концепциям.

1.4. Неотложно следует создать рабочую группу по подготовке проекта Конституции Чеченской Республики, ряда конституционных законов. Членам этой группы должна быть предоставлена возможность свободного передвижения не только по России, но и в зарубежных странах для изучения опыта , например, Германии, Турции, Оирдании, Испании, Великобритании и др.

1.5. Ученых (юристов) Чеченской Республики целесообразно включить в различные структуры органов государственной власти, связанных с подготовкой проектов конституционных законов.

2. Организационно-управленческие меры в военно-политическом аспекте

2.1. Принять закон Российской Федерации о создании Госсовета Чеченской Республики. Назначить членов Госсовета, а тех, кто боится гласности - заменить.

Госсовет остается высшим органом государственной власти в Чеченской Республике на первые 3-4 года.

2.2. На этот период на территории Республики действуют декреты Госсовета, осущесвляющего федеральное управление.

2.3. Формируется система органов государственной власти и управления по всей территории Республики, которые первые два-три года функционируют в чрезвычайном режиме. Все главы органов местного самоуправления назначаются Госсоветом из лиц, избранных в местное самоуправление.

2.4. Президент Масхадов досрочно уходит в отставку при условии его отмежевания от главарей террористов. Он сохраняет право, как бывший президент, на охрану и почести.

Ему может быть предоставлена возможность для службы в генеральном штабе вооруженных сил Российской Федерации.

2.5. Работа по ликвидации банд в Чеченской Республике и на Северном Кавказе в целом должна завершиться к октябрю 2000 года. Тем, кто не откликнется на реабилитацию, заблуждаясь и считая, что они не являются преступниками, должна быть предоставлена возможность предстать перед международным судом. Тот, кого не будет устраивать ни то, ни другое, преследуется по уголовному закону Российской Федерации.

2.6. После завершения формирования органов государственной власти и местного самоуправления (до июня 2000 года) комендатуры упраздняются, блок-посты ликвидируются.

борьбу с остатками бандитских групп осуществляют органы МВД республики, взаимодействующие со специальными частями внутренних войск МВД России по борьбе с бандитизмом. Такие части должны дислоцироваться на территории Чеченской Республики и других республик Северного Кавказа до 2003-1005 гг.

2.7. Вооруженные силы Российской Федерации завершают специальную войсковую операцию к маю 2000 г. Основные войсковые силы выводятся с территории Республики к концу июня 2000 года.

При этом на постоянной основе сохраняются военные гарнизоны (войсковые части, полки) в Грозном, Гудермесе, Ведено, Шали, в Ачхой-Мартановском, Урус-Мартановском, Шатоевском и Шара-Аргунском районах.

2.8. В системе МВД Чеченской Республики создается полк внутренних войск, в котором могут служить лица, прошедшие аттестацию, в том числе и те из них, которые были членами незаконных формирований, но попали под амнистию.

3. Меры образовательного и культурно-воспитательного характера

Необходимы меры по духовному очищению молодежи, которую любыми средствами поощряли к лукавому восприятию предписаний Корана. Сознание большинства безграмотной молодежи одурманено ваххабитскими экстремистами и криминальными авторитетами. Выросло целое поколение безграмотных людей, характерной чертой которых, к сожалению, является правово й нигилизм, неуважительное отношение к созидательному труду.

3.1. Систему школьного образования следует восстанавливать, не дожидаясь нового (2000-2001) учебного года.

В школах, открытых во втором полугодии 1999=2000 учебного года, целесообразно организовать подготовительные классы, а тем, кто в период войны прервал обучение во втором полугодии, предоставить возможность завершить программу обучения соответствующего класса.

3.2. Подготовку национальных педагогических кадров осуществляют вузы Северного Кавказа и Центральной России.

3.3. Формировать многонациональные педагогические кадры, учитывая степень уровня их личностных возможностей. Как правило, преподавание русского языка осуществляют русские.

Для прибывших по направлению преподавателей сохздаются условия наибольшего благоприятствования (бесплатные квартиры, право приобрести научную и педжагогическую литературу со скидкой 50% их стоимости, продукты питания приобретаются на льготных условиях, бесплатный проезд по территории Республики и т.д.).

3.4. Восстанавливаются театры, кинотеатры, библиотеки.

Творческие коллективы драматического театра и театра танца работают на основе рыночных отношений и способствуют развитию у людей способности к восприятию искусств, композиционной гармонии танца, уводя их сознание из плена "камуфляжной" психологии, и т.д.

3.5. Мусульманская религия - это религия закона и игрант важную роль в общественной и культурной жизни чеченского народа.

Учитывая стабилизационную силу религии, ее способность к восстановлению душевного равновесия человека, приобретению их веры в будущее, к возвышению добра и любви над враждой и ненавистью, следует особое значение придать подготовке служителей мечетей и иных культовых учреждений в Узбекистане, Иордании, Казани, но не в оплоте ваххабизма - не в Саудовской Аравии.

3.6. Очень важную роль будет играть муфтий Чечни в вопросах стабилизации обстановки, в обеспечении лояльности верующих (их 99%) к власти, правильного толкования ими принципиальных полоэжений Корана. УКак это, например, уже было с решением вопроса о "джихаде".

Учитывая всеэто, муфтием чеченцев должен быть человек глубоко религиозный, теологически грамотный, пользующийся непререкаемым авторитетом у мусульманских шейхов, способный пленить души людей божественными словами, творить только добро, передать эти свои качества окружению и особенно служителям мечетей и всем мусульманам.

Муфтий не должен назначаться высшими органами государственной власти. он должен избираться на собрании авторитетных теологов, но с обязательным условием, чтобы делегаты представляли все населенные пункты Чеченской Республики.

Избранный Муфтий проходит утверждение Муфтием всех мусульман Российской Федерации.

Говоря о муфтии, следует вспомнить об исторической роли во второй половине XIX века (1860-е годы) шейхов Кунта-Хаджи Кишинского, Ауди и других. В частности, Кунта-Хаджи разъяснял:"Я никогда не поверю, что нам помогут какие-то турки... Поэтому умейте жить с русскими, но если вас будут заставлять забывать свой язык, свои обычаи, восстаньте и погибните все, как один"(1864г.). К последнему никто, за исключением ваххабитов, никогда никого не принуждает.

4. Возвращение в Чеченскую Республику вынужденных переселенцев с 1989 по 1999гг.

4.1. Отток населения за этот период из Чеченской Республики причинил серьезный ущерб ее каровой политике. Уехали, фактически, 90-95 процентов ученых, 90 процентов высококвалифицированных рабочих, инженеров, управленцев. Это большинство людей, которые не приняли криминальный, экстремистский, террористический образ жизни, навязываемый "новыми" чеченцами, вдруг ворвавшимися в их жизнь.

4.2. Для возвращения высококвалифицированных кадров необходимо предусмотреть поощрительные меры: предоставление квартир в течение месяца после приезда, беспроцентный кредит на строительство, выделение единовременных денежных пособий (подъемные), оплата 50 процентов стоимости контейнерной транспортировки вещей домашнего обихода по железной дороге и т.д.

4.3. Для обеспечения льготных обязательств необходимо осуществлять поэтапное (по графику) переселение. В первую очередь целесообразно обеспечить въезд специалистов промышленных предприятий, в том числе нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей.

Запланированное массовое переселение достигнет завершающей стадии к 2004 году.

5. Политико-территориальное устройство,
    органы государственной власти и местного самоуправления

Предложения данного раздела формулируются, исходя из того, что Чеченская Республика де-юре и де-факто является субъектом Российской Федерации

5.1. На период нормализации жизни в Чеченской Республике и решения жгучих проблем Северного Кавказа назначается генерал-губернатор Северного Кавказа, который является членом Правительства Российской Федерации.

Главными его функциями являются: а) предупреждениеи (профилактика) конфликтов и правового беспредела во всем Северо-Кавказском регионе, устранение причин и условий их возникновения; б) реализует поэтапно, с отчетом за каждый год, "Программу нормализации обстановки и улучшения жизни в Чеченской Республике 2000-2005 гг."; в) осуществляет в установленном порядке прямое президентское правление (федеральное управление) на отдельных территориях.

При генерал-губернаторе создается аналитический Центр, который занимается изучением широкого спектра региональных проблем, прогнозом развития экономической, социально-политической ситуации в конкретных субъектах и в целом по Северному Кавказу (через полгода, год, пять, десять, двадцать и т.д. лет).

Научно-техническая база, научно-интеллектуальный потенциал Центра должны быть таковыми, чтобы в течение 2-3 лет иметь возможность подготовить обзорный прогноз развития экономических, социально-политических, в том числе межнациональных, отношений на 50 лет вперед. Важным является умение применить модельные принципы к каждому исследуемому социальному явлению.

5.2. В течение 2-3 лет в Чеченской Республике работает назначенный (по предложению Председателя Правительства) указом Президента Российской Федерации Госсовет, а затем принимается Закон Российской Федерации "О госсовете Чеченской Республики". За период своей работы Госсовет обеспечивает:

5.2.1. Избрание Парламента из двух палат: законодательного собрания и Совета представителей администрацией местного самоуправления

5.2.2. Формирование Правительства Республики с широкими исполнительскими функциями

главу Правительства предлагает Парламенту Госсовет.

После Утверждения Парламентом предложений кандидатуры происходит формирование кабинета Правительства Чеченской Республики.

5.2.3. Избрание Конституционного собрания (ничего общего с Конституционным Судом) на 7 лет.

Основными его задачами являются:

а) разрешение споров, связанных с основными принципами экономического, политического и общественного развития;

б) проведение референдума по тем или иным вопросам;

в) подготовка и принятие Конституции Чеченской Республики; внесение в нее изменений и дополнений.

Конституционное Собрание заседает 1-2 раза в год. А могут быть и внеочередные заседания.

Решения Конституционного Собрания может быть отменено только на совместном заседании двух палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Приостановить решение Конституционного Собрания вправе председатель Правительства Российской Федерации по представлению генерал-губернатора Северного Кавказа.

в Конституционное Собрание имеют право обращаться: председатель Парламента, председатель Госсовета, председатель Правительства, главы администраций сельских районов и городов, группы граждан, прелдставляющие интересы не менее 1 тысячи человек (собираются подписи).

5.2.4. Воссоздается светская судебная система; обеспечиваются особые условия гарантий ее безопасности.

Придается важное значение эффективному функционированию судебной власти.

5.2.5. За период 2001-2002 гг. идет процесс подготовки Конституции Чеченской Респукблики и обсуждения ее проекта. В 2003г. проводится всенародный референдум по проекту Конституции.

К осени этого же года Конституционное Собрание принимает Конституцию Чеченской Республики.

Статьи, противоречащие Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание не изменит или не отменит их по представлению Конституционного Суда Российской Федерации, приостанавливаются решением 2/3 голосов Совета Федерации, а затем, если в течение одного месяца Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционное Собрание Чеченской Республики не находят согласованного решения, то эти статьи отменяются на совместном заседании двух палат Федерального Собрания Российской Федерации.

5.2.6. После принятия Конституции Чеченской Республики, ориентировочно в сентябре-октябре 2003 года, ГоссоветЧеченской Республики (коллектитвный Президент) слагает с себя полномочия перед Конституционным Собранием Чеченской Республики.

В декабре 2003 года избирается Президент Чеченской Республики.

После избрания Президента правительство Чеченской Республики подает в отставку.

Президент, который по своим функциям возглавляет правительство, формирует кабинет министров, который подлежит утверждению решением Парламента Чеченской Республики.

Таким образом, Чеченская Республика становится парламентской. Это исторически верно и такое решение предлагалось мною еще в 1991 году.

6. Кадровая политика в Чеченской Республике

Вопрос подготовки кадров должен решаться незамедлительно, ибо без подготовленных кадров не решить ни один вопрос.

Кадры, которые остались в Чеченской Республике, потеряли свой профессионализм, большая часть их (90%) подбиралась, мягко говоря, не по принципу компетентности. Поэтому большинство из них предстоит заменить.

Задачи ускоренного восстановления и развития экономики, инфраструктуры, образования, культуры и т.д. также дополнительно потребуют значительное число кадров. Данная проблема в переделах правового пространства должна решаться в нескольких направлениях.

6.1. Набор местных кадров и их аттестация.

6.2. Набор специалистов из других регионов Российской Федерации. Для них создаются льготные условия (см. раздел 4)

6.3. Считать целесообразным привлечение в правоохранительную систему, в промышленное производство, в систему высшего образования 30-40 процентов специалистов иных национальностей (русских, украинцев, армян, немцев и др.).

В правоохранительной системе каждые 5 лет производится ротация кадрров не только на территории Чеченской Республики, но и в других регионах Российской Федерации.

6.4. Учитывая специфику Республики, чрезвычайную ситуацию, которая требует нестандартных решений, крайне необходимо создать учебный комплекс многоступенчатого учебного заведения закрытого типа. Только в таком учебном заведении возможно подготовить кадры с учетом существующей деформации правового сознания, менталитета, засоренного чуждыми для чеченцев ценностями, способных противостоять ожидающим их опасностям, постепенно переломить соотношение противоборствующих сил в пользу цивилизованного общества.

Многоступенчатость предполагает: курсы ускоренной подготовки кадров - 1 год; средняя специальная подготовка (МВД, нефтяная промышленность. сельское хозяйство и т.д.) - 2-3 года; подготовка кадров высшей квалификации - 4-5 лет.

Концепция и прект Положения о данном учебном заведении мною разработаны и предлагаются с 1996 года. Последующие годы лишь подтвердили необходимость их реализации.

6.5. Управленческие кадры для государственных учреждений и местного самоуправления Чеченской республики (для аппарата Госсовета, Првительства, Конститутционного Собрания, Парламента, прокуратуры, судов, МВД, нефтяной промышленности, сельского хозяйства, образовательных учреждений, глав администраций городов, районов, крупных поселков и т.д.) в первые 10 лет (2000-2010 гг.) предполагается готовить только в этом учебном заведении.

По истечении надобности (предполагается, что она отпадет лет через десять) в такой специфической форме подготовки кадров данное учебное заведение преобразуется в учебное заведение открытого типа (Академия государственной службы Чеченской Республики; филиал Чеченского государственного университета и т.п.).

При положительном решении вопроса готов взять на себя ответственность по созданию предлагаемого комплекса на совобожденной части территории Чеченской Республики, либо вне ее.

Учитывая специфику учебного комплекса, решение о его создании должно приниматься Правительством Российской Федерации.

Начальник учебного комплекса назначается, по представлению министра образования и министра внутренних дел Российской Федерации, решением Председателя Правительства Российской Федерации.

Большое внимание в учебном заведении будет уделяться вопросам истории, религии, правового сознания и правовой культуры, боевой и физической подготовке.

Все его учебные прграммы должны соответствовать государственным стандартам, однако методика обучения потребует конкретного отличия от устоявшихся стереотипов. Акцент будет сделан не на объем информации, а на ее качество и с учетом ее востребованности практикой. Принцип обучения: "Учить учиться как лучше работать".

6.6. Безусловно, в первый период гражданского противостояния, опасной работы по стабилизации обстановки, возрождению Чеченской Республики придется доверять самые ответственные участки (Председателя Госсовета, министра внутренних дел, командиров подразделений и т.д.) людям смелым и решительным, но которые, возможно, не отличаются необходимым уровнем правовой культуры в силу своего правового нигилизма. Поэтому рядом с ними должны работать "комиссары", которые, в силу своих полномочий и авторитета, могли бы положительно влиять на них, а при необходимости - решительно поправлять. Директивы Госсовета подписываются его председателем, первым заместителем и секретарем.

Мы не можем допустить, чтобы народ, освобожденный от одних бандитов, стал заложником других.

Все проблемы решаются комплексно, но с акцентом на приоритеты.

Автор записки не претендует на бесспорность своих предложений. В условиях угрозы разрушения российской государственности, страдания обманутого в силу своей доверчивости чеченского народа, своей главной задачей автор считает наметить схему выхода из опасного кризиса и выразить свою готовность быть полезным Правительству Российской Федерации в избавлении Чеченской Республики от международного и отечественного криминалитета, обеспечении народу достойного исторического будущего.

Настала пора перехода от осознания причин и условий трагедии, путей выхода из нее - к конкретным действиям. Время не терпит отлагательства.

Декабрь 1999 г.

Об этих и других предлагаемых мною проектах по нормализации обстановки в Чеченской Республике более подробно можно прочитать в моей монографии: Макуев Р.Х. Личность и российской федерализм: противоречия, причины и следствия. Москва-Орел, 2003г.
Здесь же я приведу лишь некоторые, наиболее характерные выдержки из этой монографии:

"Проблемами не одного года будут теперь сохранение стабильности на Северном Кавказе и возрождение Чеченской Республики. Психология войны заняла доминирующее положение в умах тех, кто на военной трагедии сколотил собственный криминальный капитал, сделал политическую и военную карьеру. Таких немало как в нашем российском центре, так и в чеченской "глубинке". Наиболее печальным является то, что "лидеры" сумели отравить военными настроениями психологию большей части молодежи. И не только на Северном Кавказе" (стр.123-124).

"Итак, на Северном Кавказе, в том числе в Чеченской Республике, мы имеем дело с социально-экономическим и политическим кризисом, который, как и во всей России, носит всеобщий характер. Выход из такого кризиса, безусловно, предполагает комплексный подход с принятием системы мер экономического, политического, военного, правового, морально-психологического, культурно-просветительского и рационально-прагматического направления. Центральными в этой сложной функциональной системе являются знание дела, политическая принципиальность, честность, логическая последовательность и смелость, ибо без этих "двигателей" она не будет результативной" (стр.131).

"Какую же республику мы хотим? Учитывая наш менталитет, историю социального управления, национальную психологию и политическую культуру, впиавшую в себя многие черты современной цивилизации, можно сказать, что Чеченская Республика должна быть светской. Сегодня даже Иран отказывается от исламизации органов государственной власти. Религия должна быть отделена от государства. Жизнь показала, что вопросы государственной политики не должны формироваться духовенством, как не должно оно играть определяющую роль в формировании государственных структур. Обязанности служителей культа определены Аллахом. Согласен здесь с тем, что они прежде всего связаны с утверждением веры во Всевышнего, доведением Его воли, выраженной в священном Коране, до сердца и души каждого человека, оказанием помощи в противостоянии злу и с исполнением культовых обязанностей" (стр.161-162).



Вернуться к структуре сайта



Hosted by uCoz