Мои научные статьи
Доклад, с которым я выступил 9 декабря 2008 года в г.Брянске на Международной
конференции "Обеспечение прав человека в Российской Федерации", посвященной 15-летию Конституции РФ.
Принципы российского правового государства
и неутраченный потенциал Конституции Российской Федерации
Рассмотрение конституционных основ правового государства продиктовано тем, что Конституция
Российской Федерации, которой исполняется 15 лет, закрепляет наиболее исторически
проверенные условия и принципы правового государства. В этом достаточно легко убедиться
при осуществлении сравнительного анализа основополагающих теоретически признанных
принципов правового государства с содержанием соответствующих норм российской Конституции.
Так, например, юридическое подтверждение демократическим, экономическим,
социально-политическим, нравственным, общественно-гражданским, историко-этническим,
правовым, культурным условиям формирования правового государства находим соответственно
в ч.1 ст.1, ст.7, 8-9, 10-14, 19, 23, 30-34, 40, 130-133; ч.1. ст.9, 15, 44 и других.
Генезисом российской конституционной практики, видимо, следует считать, не игнорируя
проекты декабристов, Манифест об усовершенствовании государственного порядка (17 октября
1905г.) и Основные государственные законы (23 апреля 1906г.). Конституции РСФСР (1918,
1925, 1937, 1978 годов.) и Конституции СССР 1924, 1936, 1977 годов также не могли не
оставить определенный след преемственности. Хотя Конституция Российской Федерации 1993
года и является Основным Законом новой России, но она сохраняет в своем содержании логику
развития не только демократической практики конституционной монархии и февральской
революции, но и советского периода развития России, ибо логика динамизма развития
включает в ее содержание конституционную практику и монархии, и февральской революции,
и советского периода.
В этом убеждаемся даже при фрагментарном ознакомлении с историей подготовки
и принятия действующей Конституции. Проект был разработан Конституционным
совещанием, работавшим в период с 29 апреля по 10 ноября 1993 года. До него,
надо вспомнить, был и еще один этап подготовки проекта Конституции, и политический
кризис октября 1993 года, который мог обернуться гражданской войной. Эти обстоятельства
и приблизили дату ее принятия. Появление Конституции Российской Федерации ознаменовало
поворотную веху не только в истории российского общества и государства, но и мирового
сообщества.
Сама структура Конституции, в которой доминирующее положение отведено главе второй
"Права и свободы человека и гражданина" (ст. 17-64), стала убедительным доказательством
того, что Российская Федерация последует по пути развития федеративного,
демократического правового государства (ст. 1, 65-79 и др. Конституции), высшей
ценностью для которого является "человек, его права и свободы …" (ст. 2 Конституции).
При этом подчеркнута его социальная ориентированность, нацеленная на обеспечение
"достойной жизни и свободное развитие человека" (ст. 7 Конституции). Говоря
о значении Конституции в своем Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008г.,
Президент РФ Д.А.Медведев особо подчеркнул, что принятие "Основного закона,
провозгласившего высшей ценностью человека, его жизнь, его права и собственность,
стало беспрецедентным событием в истории Российской нации".
Каждый принцип правового государства в Конституции Российской Федерации получает
нормативное закрепление. Достаточно обратиться к ст.1 Конституции РФ, чтобы получить
конституционное подтверждение юридической природы российского правового государства,
логически распространяющееся и на его принципы, подтверждаемые в соответствующих статьях.
Научные вопросы принципов правового государства и условий его генезиса и эволюции на
современном этапе - это вопросы практики и стратегии перехода от демократического
государства к более совершенной его форме - правовому государству. В таком представлении
о нем, какое сегодня есть, т.е. исключая попытки его нового прочтения . В настоящее время,
как уже отмечалось, численность признаков и принципов правового государства значительно
увеличилась, и не потому, что каждый автор стремится найти еще один признак по принципу
"кто больше". К количественному их увеличению исследователей в сфере теории правового
государства побуждает переход этого вопроса в практическую плоскость современной
действительности.
Проблемы развития правового государства, жизненного уровня людей, обеспечения господства
правового закона значительно осложняются в федеративном государстве, потенциал успешного
решения которых, как подтверждает жизнь, находятся в субъектах федерации. Действительно,
ведь люди живут в субъектах, а не в иерархической структуре госаппарата. В нем нашли приют
лишь около 1,5 млн. (по другим данным 2 млн.) человек страны, хотя для госаппарата и
многовато.
Теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение верховенство права, как уже
отмечалось, имеет историю в несколько тысячелетий. О соотношении права и закона дискуссии
не прекращаются со времен Л.Дюги (1859-1928гг) и в наши дни . Данный признак нашел свое
отражение в самом духе Конституции и более конкретно в ч. 2 ст. 4, ч.3 ст.76, ч.2 ст.90
Конституции Российской Федерации.
Господство правового закона - существенная сторона верховенства права. Он, прежде всего,
предполагает утверждение взгляда на право как на нормативно закрепленную справедливость.
Правовое государство, подчеркнем еще раз, - это прежде всего государственная гарантия
обеспечения свободы, прав человека на основе справедливости. Не случайно отмечается,
что "с другой стороны, государство также должно нести конституционно-правовую
ответственность в случаях невыполнения своих официальных обязательств, если в результате
этого нанесён ущерб кому бы то ни было" . Свои функции государство осуществляет в рамках
права, с помощью норм права, стремясь к идеалу принципа верховенства права.
Среди элементов "системы сдержек и противовесов" следует выделить, как уже подчеркивалось,
такой известный со времен Аристотеля принцип, как принцип разделения властей . Деление на
три ветви государственной власти закреплено в ст. 10, 11 главы IV-VII Конституции
Российской Федерации. Данному принципу не противоречит совершенствование какой-либо из
ветвей власти. Главное, чтобы эти усилия не привели к абсолютному доминированию
какой-либо из них, чтобы они, например, не ущемляли самостоятельность и независимость
судебной власти. Следует подчеркнуть, что противостояние и противоборство властей должны
быть сведены к созданию механизма "сдержек и противовесов", исключающего бесконтрольное
своеволие какой-то ветви власти. При этом полагаем, что судебную власть должны
осуществлять предельно независимые, но не бесконтрольные судьи.
На основе этого принципа создана определенная система сдержек и противовесов: право
"вето" на использование согласительных процедур президента, право импичмента парламента,
право Конституционного суда на блокирование антиконституционных законов, право президента
на роспуск нижней палаты парламента или всего парламента, право последнего на объявление
недоверия правительству и другие (например, ст. 85, 93, п."б" ст. 84 п."б", "е" ст. 102, п."б" ст. 103,
ч.4 ст.105, ст.107, п.1 ст.111, п.3 ст.115, ч.3 и 4 ст.117, п."б" ч.2, ч.6-7 ст.125
Конституции РФ).
Принцип связанности личности и государства правом, как ранее отмечалось, получил в
современной теории более глубокое обоснование. В наше время речь идет уже о защите
принципов правового государства, в особенности законности и связанности личности и
государства правом на международном уровне. Возникла необходимость их защиты от отдельных
государств и организаций. В этом мы убедились в августе 2008 года в связи с трагедией
в Южной Осетии. При этом экстремистское государство может оправдывать свое руководство
благими намерениями.
Рассматриваемый принцип фактически отражается в I и II главах Конституции РФ. Наиболее
полное правовое признание он получил в ч.1 ст.17,18; ч.2 ст.19; ч.1 ст.21; ч.2 ст.24; ч.2
и 3 ст.41;; ч.1 ст.45; ч.3 ст.46, 52,53; ч.3 ст.56; ч.1 ст.59; ч.1 ст.61 и других.
Впрочем, возможно, что признаки "связанность личности и государства правом",
"взаимная ответственность государства и личности" следует отнести к способам
обеспечения прав и свобод человека и гражданина, это - во-первых. Во-вторых, видимо,
было бы верным эти признаки считать характерными чертами одного признака - связанность
личности и государства на основе права и взаимной ответственности.
Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина находит подтверждение в I (ст.2)
и II главах Конституции РФ, в частности в ст.17, 18; ч.1 ст.20, 22, 23; ч.1 ст.29; ч.3
ст.35, 43, 69, 79 и других. С данным принципом связана идея самоограничения государства
правом. В научных источниках подчеркивается, что "права граждан должны рассматриваться не
только как элемент правоспособности, но и как субъективные права, подлежащие судебной
защите.
Принципом, выдвинутым уже мировой практикой демократического развития цивилизованных
государств и строительства демократического государства в Российской Федерации,
сориентированного на правовое будущее, является плюрализм политических взглядов и
многопартийность. Он закреплен в ст.13, ч.3 ст.29, 30, 31; ч.1 ст.63 и в других.
Запрещается деятельность партий и движений, направленная против общественной и
государственной безопасности (ч.5 ст.13 Конституции РФ).
Гармоничный социальный мир в обществе, как известно, является принципом, который
предполагает, что столкновение интересов, мнений отдельных людей, групп и наций не может
выйти за пределы правовых запретов собственного правового пространства. Сказанное
вытекает из ч.3 ст.17; ч.6 ст.76; ч.2 ст80; ч.1 ст. 85 и других. Переоценка отношения
к нравственным ценностям в пользу фетишизации меркантильных интересов привела к
возникновению "горячих точек", к военным операциям на территории собственной страны.
Криминальный капитал стал вездесущим и добился криминализации политических элит,
правовой нигилизм которых вызывает вполне оправданную тревогу у Президента Российской
Федерации.
Государственная поддержка гармонии видов собственности (государственной, коллективной,
фермерской, личной) признается важным принципом правового государства. Только на основе
экономических отношений, возникших в результате появления многоукладного хозяйства,
может развиваться демократия, способная защитить свободы и права человека. Принцип
гарантируется ст.8; ч.2 ст.9; ч.2 ст.34; ч.1 ст.35, 36; ч.1 ст.44 Конституции РФ.
С этим же принципом связана функция интеграции национальной экономики в международную.
Принцип отсутствия интеллектуального и духовного догматизма предполагает исключение из
общественной политической жизни принципа партийности, абсолютизации социалистического
реализма в литературе и искусстве. В этом убеждаемся, ознакомившись с ч.1 и 2 с.13;
ч.1 ст.14; ч.1 и 3 ст.29, 63 и другими Конституции Российской Федерации.
Инкорпорация общепризнанных норм международного права в отечественной нормативно-правовой
базе - принцип правового государства, теснейшим образом связан с принципом верховенства
права. Приближение международного права к основополагающему содержанию законодательства
правового государства становится одним из важных международных условий практического
осуществления идеи становления и развития правового государства. Отечественная правовая
база развивается на основе признания принципа закрепления общепризнанных норм
международного права и их включения в собственную правовую систему. Так что ч.4 ст.15,
ч.1 ст.17 Конституции РФ реализуются достаточно последовательно.
Всеобщее избирательное право - основа народной государственной власти - принцип
не исключительно только правового государства. Однако с уверенностью можно сказать,
что без развитой системы избирательного права и институтов, гарантирующих реализацию
этого права каждым гражданином, обладающим избирательным правом, функционирование
правового государства не только проблематично, но и невозможно. Поэтому право участия
граждан в формировании системы управления на основе принципа всеобщего избирательного
права закреплено в ч.1-3 ст.3, ст.12, ч.1 ст.17, 32, 33.
Контрольно-регулирующая роль государства в экономике - этот принцип характеризует
государство, которое тотальное вмешательство в экономические отношения (в отношения
рыночной экономики) заменяет защитой их от монопольного неправового произвола
со стороны какого-либо субъекта рыночных отношений, а также от ущемления кем-либо
стратегических экономических интересов государства и т. д. Приватизация и национализация
являются важными инструментами в руках государства для осуществления этой своей миссии
в гражданском обществе. Данный принцип закреплен в ч.3 ст.35; ч.3 ст.36; ч.1 ст.45,
71-73, 74; ч.1 и 2 ст.76.
Наличие высокоорганизованного гражданского обществ - это такой принцип, который, как
нами отмечалось, одновременно является и одним из условий построения правового
государства. Поэтому ведущие элементы гражданского общества нашли свое подтверждение
в ч.2 ст.7, 8, 12, ч.2 ст.14 и в других Конституции Российской Федерации.
К принципу правового государства относят высокий уровень правового сознания и правовой
культуры, которые в немалой степени зависят от состояния общей культуры. Поэтому в
Конституции Российской Федерации ей уделено значительное внимание (ст.43, 44).
Отдельные авторы в качестве принципов правового государства также отмечают формирование
эффективного режима ограничения государственной власти правами человека , федерализм
(получается, что правовым может быть только федеративное государство), а вот уровень
соблюдения основных принципов федерализма в федеративном государстве, на наш взгляд,
может претендовать на роль дополнительного признака. Им в Конституции РФ также уделяется
заметное внимание (ст.1; ч.1 ст.3,4,5,11; ч.2 ст.16, 65-79 и др.).
Проведенный нами анализ принципов правового государства убедительно доказывает
конституционный характер юридической природы российского правового государства,
благодаря чему она не поддается деформации вызовами глобализации. Следует только
добавить, что правовому государству кроме рассмотренных собственных, т.е.
персонифицированных, присущи, разумеется, и принципы, изначально характерные
государству. Например, территория, население, публичная власть, суверенитет, система
легального принуждения и другие. Эти принципы также производны от признаков и
пользуются конституционной защитой (ч.3 ст.4; ст3. ч.1; ч.1 ст.5, ч.1 ст.67;
ч.1 ст.4, 10, 11 и др. Конституции РФ).
Надо сказать, что Конституция Российской Федерации доказала свою способность
выполнить роль Основного Закона при условии надлежащей всенародной и
государственной ее поддержке. Особая ответственность в ней возлагается на
Президента Российской Федерации как гаранта Конституции (ч. 2 ст. 80 Конституции).
Тому практическое подтверждение - деятельность В.В. Путина, обеспечившая ее верховенство,
устранение "войны законов", сохранение всероссийского правового пространства,
без преувеличения предотвратившее распад Российской Федерации. Важным здесь были успех
борьбы с международным терроризмом в Чеченской Республике и создание не только в ней,
но и во всем Северном Кавказе и в стране тоже условия перехода к мирной жизни и
созидательному труду, сделавшими востребованными способности трудолюбивого, творчески
мыслящего законопослушного человека. Нравы "черного" передела хамоватого криминального
капитала стали умиротворяться перед влиянием законов.
Здесь, наверное, уместно напомнить тем, кто, по разным причинам, все еще не в состоянии
избавиться от болезненной мании пересмотра Конституции, значения человеческого фактора.
Если до 2000г., вопреки Конституции, мы были страной "кризисной" экономики и "безвольного"
государства, то после 2000г., опираясь на эту же Конституцию, новому Президенту
удалось ее преобразить в страну восходящей надежды. Так что не отдельные несовершенства
Конституции, которые, конечно, тоже имеют место быть, мешают нам быть успешными,
а недостатки иного рода, которых, к сожалению, предостаточно.
Разделяя точку зрения о том, что "право - для человека", а не человек для права ,
хотелось бы вместе с тем напомнить, что право - это система, которой характерны
определенные закономерности и свои законы развития, которые нами изучены только на
уровне принципов. Образно выражаясь, право значительно сложнее скакуна, которого должен
оседлать человек. Первого можно заменить, если последнему не удастся его приручить,
заставить служить себе. С правом так вольно поступать не дано. Какие-либо кардинальные
изменения в Конституции допустимы лишь тогда, когда какие-то ее нормы стали явно
сдерживать, тормозить курс на созидание. При этом они должны быть произведены так, чтобы
не смотрелись инородно на сложном организме Конституции. Намного сложнее устроен не
только человеческий мир, но и мир права.
Конституция Российской Федерации подтвердила свою политическую, логическую
и юридическую состоятельность. Сегодня принцип верховенства Конституции
является средоточием центростремительных сил целостного правового
пространства. Задача состоит в том, чтобы его отстаивание стало убеждением и
моральной потребностью для каждого человека, независимо от его национального
происхождения или религиозного убеждения.
Ушло в прошлое время, когда предпринимались попытки придать различным
внутригосударственным договорам между субъектами Федерации и федеральным
центром негосударственный статус. Нормы одних из них стали составной частью
содержания статей Конституции, другие затерялись на пыльных полках исторических
архивов. Только "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры" (ч. 4 ст. 15 Конституции) имеют приоритет в российской системе права. Однако
данное положение не дает им основание конкурировать с нормами нашей Конституции. Тем
самым, можно сказать, возникли дополнительные международные условия обеспечения ее
верховенства.
Конституция стала стержнем правовых основ создания и развития в Российской Федерации
демократической политической системы, сориентированной на эволюционное развитие,
укрепление государственности вопреки преждевременным идеям несвоевременности "сетевого"
государства (демонтажа иерархии властной вертикали в пользу горизонтальных связей),
переустройство государственного аппарата, который как отметил В.В. Путин на расширенном
заседании Госсовета 9 февраля 2008 года, не способен сегодня на позитивные изменения,
тем более не мотивирован на динамичное развитие.
Одновременно удалось защитить суверенитет государства, добиться его утверждения на всей
территории Российской Федерации в духе ст. 3 и 4 Конституции Российской Федерации.
Данный принцип, установленный Версальской системой, которой исполнилось в этом году
360 лет, вопреки ненаучному мнению отдельных господ не трансформировался и не устарел.
Как не одряхлело и само государство, которому по последним данным более 7 тысяч лет.
Меняются, как не раз мы подчеркивали, не признаки и принципы государства, а частично
его функции, методы и средства осуществления его деятельности.
Сегодня мы можем подтвердить, что заложены основы достаточно конструктивной политической
системы, способной к функционированию с большей эффективностью и перспективой к
развитию. И надо признать, что этим мы обязаны политическому мужеству В.В. Путина,
который, преодолевая вздохи и шептание о поджидаемых опасностях, порой, с самыми
немыслимыми сюжетами, способствовал возникновению и эволюции многопартийной
политической системы, обеспечил демократические выборы нового президента.
Политическая власть с 2000 года строго следовала духу и юридическим принципам
Конституции при преобразовании экономических отношений, модернизации государственной
системы, осуществлении административного реформирования, реализации многоцелевых
президентских программ и совершении иных важных созидательных дел. Тем самым подтвердила
несостоятельность подозрений, основанных на домыслах о некой опасности сползания
к "суперпрезидентской власти" или авторитаризму, а то и к диктатуре личной власти.
Не оправдались опасения и обратного порядка о возможном расползании государственной
власти и превращении ее в некую ассоциированную аморфную организацию.
При демонстрируемой действительной верности высшей власти Конституции последнее просто
было невозможным, ибо в ней нет норм, напрямую способных обслужить подобную метаморфозу.
Отметая такие подозрения, Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию
5 ноября 2008г., которое, считаю, содержит программу действия не на один год, отметил,
что "теперь вопрос не о том, быть или не быть демократии в России, как это было еще
совсем недавно, 15 лет назад. Понятно, что быть. Очевидно. С этим никто не спорит.
Теперь вопрос: как должна развиваться дальше российская демократия?".
Трагедия в Цхинвале, события вокруг Южной Осетии и Абхазии убедительно подтвердили,
что конституционный строй России устойчив, а руководство, следуя своим конституционным
обязанностям и принципам международного права, способно и настроено защитить жизненно
важные интересы своего государства и собственных граждан. Его решительные действия
также помогли европейскому сообществу понять, что слепое следование в фарватере
даже самого могущественного государства не отвечает интересам ни их, ни даже
самого этого государства - США. Сама идея однополярного мира никогда не имела
под собой научной базы, тем более на новой ступени ("Третьей волны" по Э.Теффлеру)
процесса глобализации.
Конституция Российской Федерации по своей юридической силе, логике своей
структурно-функциональной композиции, правовому, демократическому, социальному содержанию,
признанием своим высшим назначением и критерием успех в обеспечении прав и свобод
человека (ст. 45 Конституции), его социального комфорта занимает достойное место в
современной мировой конституционной теории и практике. По всем общепризнанным критериям,
по признанию не только отечественных, но и западных ученых и политиков, несомненно,
выдерживает конкуренцию с конституциями ведущих западных государств. По ряду же
показателей, например, конституционно-правовой гарантированности (ч.4 ст.3),
необратимости приверженности демократии, (ст.1, 8, 13, 29, 32, и др.), признания прав
и свобод человека высшей ценностью (глава II, ст.18), следования по пути эволюции
гражданского общества и построения правового государство (ст.1 ч.1, ст.8, 12 и др.),
заметно превосходит их.
Те недостатки, которые имеют место в нашем обществе, не мешает поискать и в нас самих.
Прежде всего, в нашем правовом нигилизме или идеализме, в обнищалой правовой культуре,
доведших нас до гиперкоррупции, катастрофически угрожающей разрушением
государственности и иммунной системы гражданского общества. Есть и иные недостатки,
производные от названных. Например, неспособность судебной системы обеспечить
эффективную защиту прав человека, олигархическое всесилие, удушающие условия для
среднего бизнеса, которые привели к недопустимому, взрывоопасному соотношению (разрыву)
между уровнем жизни самых богатых и самых бедных.
Однако все эти бедствия, подчеркнем еще раз, почти ничего общего с Конституцией не имеют.
Они живучи вопреки таким ее принципам, как народовластие (ст. 3), верховенство
Конституции (ч.2. ст.4, ч.1. ст.15), суверенитет и территориальная целостность
(ч.3 и 4 ст.4), законность (ч.2. ст..15), равная защита форм собственности (ч.2 ст. 8),
многопартийность (ч.3 ст.13) (ч.1 ст.29), отделение религии от государства
(его светский характер) (ст.14), плюрализм (ч.1 и 2 ст.13 осн.29), презумпция
невиновности (ст.49), справедливость (ст.50) и другие.
Государственная власть, состоящая из трех ветвей власти (ст. 10, главы 4-7
Конституции РФ), имеет достаточно полномочий, чтобы решать возложенные на нее задачи.
Неверно думать, что ст. 1, 3, 7 и другие, аналогичные им, по сути содержания декларативны
и преждевременны. Так думали многие в 1992-1993 годах, когда шло активное, в довольно
жесткой форме, обсуждение проекта будущей Конституции. Речь шла о закреплении в ней
курса на утверждение народовластия, формирование новых экономических основ и
гражданского общества, построение правового и социального государства.
Сегодня мы с полным основанием можем сказать: жизнь подтвердила, что Конституция
Российской Федерации 15 лет назад была разработана конструктивно и на перспективу
с учетом ожидаемых испытаний. Она выдержала обвалы кризисов, шторм экономической и
финансовой систем, показала свою способность быть надежной и устойчивой правовой основой
инновационных поисков в модернизации и реформировании экономической, государственной и
муниципальной систем управления. При этом никто не считает ее идеалом совершенства, но
признает запас ее прочности.
Впереди сложный путь наращивания экономической, культурной и нравственной мощи нации
и ее государства. Для этого необходимо побороть те негативные поползновения, о которых
уже упоминалось или остались анонимными. И, прежде всего, речь идет о развитии среднего
класса, многократном сокращении разрыва между безумно богатыми и недопустимо бедными.
Этому, несомненно, будет способствовать Стратегия развития Российской Федерации
Президента Д.А. Медведева и Председателя Правительства В.В. Путина (см. Россия 2020.
Главные задачи развития страны), которая нашла подтверждение в Послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года.
Преодоление правового нигилизма и обуздание коррупции являются в ней приоритетными
направлениями. Учитывая их взаимосвязь, и введены две параллельные долгосрочные программы,
чтобы исключить хлесткие компании, там, где должна идти упорная и каждодневная работа.
Для дальнейшего решения задач на пути созидания и успешного восхождения России к своему
расцвету и величию Конституция Российской Федерации имеет самодостаточный политический,
правовой, интеллектуальный, и, я бы сказал, человеческий потенциал.
"Так что "реформаторский зуд" в отношении Основного закона" не только "абсолютно
неуместен" но и вреден. И еще, как наказывал патриарх Алексий II, человеку нельзя
унывать, надо быть оптимистом, с "какими бы горестями и трудностями ему не приходилось
сталкиваться".
Вернуться к структуре сайта
|