Ваш вопрос - наш ответ

Вопрос №1 "Как обосновать единство предмета теории государства и права?"

Ответ

Теория государства и права прошла не простой путь длительного исторического развития от Сократа, Демокрита, Платона и Аристотеля до наших дней. Желание обеспечить справедливость в общественных отношениях и в отношениях между личностью и государством с помощью права способствовало совместному развитию учения о государстве и праве.

В то же время следует признать, что есть и определенные основания для того, чтобы, по мысли В.А.Четвернина, эту юридическую науку можно было бы назвать теорией одновременно и права, и государства условно. Он считает, что в действительности нет единой теории, которая бы объединяла исследования и права и государства/

Частично соглашаясь с этим, следует в то же время неверно допускать, что они развивались обособленно. Истина, как всегда, посередине.

На разных этапах более активно исследовались то теория государства, то теория права. Однако история государства и права не дает оснований говорить, что одна из них равивалась вне связи сдругой. Да это и невозможно. Тот, кто, начиная с IY -III тысячелетий до н.э. (Месопотамия, Месоамерика, Горное Перу, Древний Египет, Индия, Китай, Греция, Рим и т.д.), глубоко изучил причины и условия возникновения государства и права, тот не может не понимать этого. Они возникли одновременно и одно без другого развиваться не могли. Другое дело, что методология их изучения была построена таким образом, что мыслители, ученые, исследователи рассматривали их в отдельности, не забывая при этом об их неоразделимой взаимосвязи. Причина тут скорее всего не в отсутствии единста между правом и государством, а в сложившейся практике их научного исследования. Конечно, генезис государства и права приводит и к другим выводам, но о них позднее.

Единство предмета теории государства и права - это исторически провереннная, объективно обусловленная и логически обоснованная закономерность.Еще Аристотель отмечал: "Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения" (Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4., 1984. С.380). Верность этой просылки признается и современными авторами (об этом моно более подробно прочитать: Венгеров А.Б. теория государства и права. Учебник. М., 1998. С.389, 395, 399;Лившиц Р.З. Теория права. М.,1994. С.67-69; Нерсесянц В.С. Юриспруденция. М., 1998. С.34-39). Таким образом, право и государство тесно взаимосвязаны, взаимно переплелись. Государством является система органов, реализующих полезные задачи общественного развития на основе предписаний норм правовой системы, которые ассоциируются со справедливостью. Невозможно глубоко иследовать структурно-функциональные возможности самого государства и его механизма лишь в снятом виде.Даже отмежевавшись от отдельных наносных составляющих политической системы, невозможно отделить государство от права. Эти два важнейших общественных открытия являются спутниками на долгом пути эволюции человеческиой цивилизации.

В этом смысле высказывался около 2500 лет тому назад один из самых глубоких мыслителей в истории челолвечества Аристотель. Он писал, что во всех людей природа вселила стремление к государственному общению...и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех... (Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.4. М.,1984. С.379-380). Очевидно, что Аристотель, говоря о государстве, подразумевает право и справедливость, а говоря о праве, имеет в виду и гшосударство, которое тесно связано с правом. Не менее великий его предшественник Платон различие в видах государственного устройства проводил на основе оценок роли законов: при одном виде государственного устройства (тирании) над всеми стоит правитель, а при другом (демократии, аристократии) - и правителям предписаны законы.

Список вопросов



Вернуться к структуре сайта



Hosted by uCoz