| ||||||||
| ||||||||
Ваш вопрос - наш ответ Вопрос №1 "Как обосновать единство предмета теории государства и права?"Ответ Теория государства и права прошла не простой путь длительного исторического развития от Сократа, Демокрита, Платона и Аристотеля до наших дней. Желание обеспечить справедливость в общественных отношениях и в отношениях между личностью и государством с помощью права способствовало совместному развитию учения о государстве и праве. В то же время следует признать, что есть и определенные основания для того, чтобы, по мысли В.А.Четвернина, эту юридическую науку можно было бы назвать теорией одновременно и права, и государства условно. Он считает, что в действительности нет единой теории, которая бы объединяла исследования и права и государства/ Частично соглашаясь с этим, следует в то же время неверно допускать, что они развивались обособленно. Истина, как всегда, посередине. На разных этапах более активно исследовались то теория государства, то теория права. Однако история государства и права не дает оснований говорить, что одна из них равивалась вне связи сдругой. Да это и невозможно. Тот, кто, начиная с IY -III тысячелетий до н.э. (Месопотамия, Месоамерика, Горное Перу, Древний Египет, Индия, Китай, Греция, Рим и т.д.), глубоко изучил причины и условия возникновения государства и права, тот не может не понимать этого. Они возникли одновременно и одно без другого развиваться не могли. Другое дело, что методология их изучения была построена таким образом, что мыслители, ученые, исследователи рассматривали их в отдельности, не забывая при этом об их неоразделимой взаимосвязи. Причина тут скорее всего не в отсутствии единста между правом и государством, а в сложившейся практике их научного исследования. Конечно, генезис государства и права приводит и к другим выводам, но о них позднее. Единство предмета теории государства и права - это исторически провереннная, объективно обусловленная и логически обоснованная закономерность. Еще Аристотель отмечал: "Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения" (Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4., 1984. С.380). Верность этой просылки признается и современными авторами (об этом моно более подробно прочитать: Венгеров А.Б. теория государства и права. Учебник. М., 1998. С.389, 395, 399;Лившиц Р.З. Теория права. М.,1994. С.67-69; Нерсесянц В.С. Юриспруденция. М., 1998. С.34-39). Таким образом, право и государство тесно взаимосвязаны, взаимно переплелись. Государством является система органов, реализующих полезные задачи общественного развития на основе предписаний норм правовой системы, которые ассоциируются со справедливостью. Невозможно глубоко иследовать структурно-функциональные возможности самого государства и его механизма лишь в снятом виде.Даже отмежевавшись от отдельных наносных составляющих политической системы, невозможно отделить государство от права. Эти два важнейших общественных открытия являются спутниками на долгом пути эволюции человеческиой цивилизации.В этом смысле высказывался около 2500 лет тому назад один из самых глубоких мыслителей в истории челолвечества Аристотель. Он писал, что во всех людей природа вселила стремление к государственному общению...и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех... (Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.4. М.,1984. С.379-380). Очевидно, что Аристотель, говоря о государстве, подразумевает право и справедливость, а говоря о праве, имеет в виду и гшосударство, которое тесно связано с правом. Не менее великий его предшественник Платон различие в видах государственного устройства проводил на основе оценок роли законов: при одном виде государственного устройства (тирании) над всеми стоит правитель, а при другом (демократии, аристократии) - и правителям предписаны законы. Вернуться к структуре сайта |